06.02.2015

Библейские темы в изобразительном искусстве. Древнерусская иконопись.



Древнерусская живопись принадлежит к высочайшим достижениям национальной и мировой культуры. Иконописание началось на Руси более тысячи лет назад, когда в 988 году крестился князь Владимир, а затем приняли православие многочисленные славянские племена. Русская икона стремилась к воплощению идеальной красоты вышнего мира. Греческие митрополиты и священники привезли на Русь первые, украшенные миниатюрами, книги Священного Писания, драгоценные богослужебные сосуды, церковные облачения и иконы - с них начали писать первые русские образы. 
Образы Христа и святых из обширного православного пантеона начали заполнять храмы, княжеские терема и жилища новых христиан. Наиболее распространенными были иконы, посвященные Богоматери, занимавшей особое место в духовной жизни древнерусских людей, почитавших Ее покровительницей своей земли. 

 



Наиболее чтимым на Русской земле был также св. Николай - являющийся предстателем перед Богом за род христианский, помощником в бедах, хранителем путешествующих, быстрым заступником при любой несправедливости.


Часто обращались с молитвами к образам мучеников Георгия, Димитрия и Федора Стратилата, мучениц Параскевы и Анастасии, пророка Ильи.
Икона не является иллюстрацией Библии, икона - это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация - это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, свой взгляд на то, как выглядят персонажи. В иконописи сюжеты ограниченны, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.
 Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев" (П.Флоренский).
Византийский иконографический канон регламентировал:
  • круг композиций и сюжетов священного писания
  • изображение пропорций фигур
  • общий тип и общее выражение лица святых
  • тип внешности отдельных святых и их позы
  • палитру цветов
  • технику живописи.
Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени.
 Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прописями» (контурный рисунок, выполненный на бумаге в один пли два цвета (черный и красно-коричневый.

  Авторы большинства русских икон XII-XV веков неизвестны, сохранились лишь отдельные имена. Это Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев и некоторые другие.

Задания по теме:
1.Подготовить доклад по творчеству художников - иконописцев на выбор:
Андрея Рублева, Феофана грека, Дионисия. Объем 2-3 страницы, формат А4. В докладе рассказать о биографии и основных произведениях.
2.Иллюстрация сюжета из Библии: «Сотворение мира», «Райский сад с древом жизни», «Всемирный потоп». Жанр пейзаж.

 

Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды».