Исторический жанр – один из важнейших в
изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых
запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.
Исторический жанр – один из трудных в живописи.
"Исторический
живописец должен быть сродни учёному. Ему надо досконально знать
историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он
обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой
воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на
полотне. Это совсем не лёгкая задача, если иметь в виду, что живописец,
работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности
основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей,
которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и
огромный упорный труд".
Э.Кузнецова.
Василий Иванович Суриков –
один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской
живописи. Каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и
страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.
Талант
и упорство Сурикова привели его из заснеженной Сибири в Петербург, в
Академию художеств, которую он закончил с золотой медалью.
В
марте 1881 года состоялась очередная выставка передвижная выставка.
Событием её стало произведение мало ещё кому известного художника –
Василия Ивановича Сурикова "Утро стрелецкой казни"
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на
тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он
создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I,
когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а
стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не
стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной
судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание
на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в
последние минуты своей жизни.
Поступая в Академию художеств, Суриков
уже в студенческие годы проявил себя талантливым художником, и его
произведения много раз отмечались золотыми и серебряными медалями. После
Академии начинается напряжённая работа над большими историческими
полотнами. Среди них самое известное произведение В.И.Сурикова "Боярыня Морозова".
Картина изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Фигура боярыни на скользящих розвальнях — единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука — как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей… закаляется в них воля… восстают неведомые душевные силы».
Теперь обратимся к другой картине
художника. Она очень похожа на семейный портрет, но какие исторические
события скрываются за образами её персонажей?
На картине "Меншиков в Березове" изображена
тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым
деревенским столом сидят четыре человека – Меншиков и его дети,
последовавшие за ним в ссылку. В сущности перед нами семейный портрет,
но дети словно покинутые сироты, отец же их во власти угрюмого
одиночества.
Сподвижник Петра I
светлейший князь Александр Данилович Меншиков, фактический правитель
Российского государства при Екатерине I, попал в опалу при императоре
Петре II, был лишён всех своих должностей, чинов и сослан в сибирское
селение Берёзов.
Кажется, что
тяжёлые испытания, выпавшие на долю Меншикова, не сломили его, а ещё
более закалили. В его гордой осанке, уверенной позе, во властно сжатой
руке сказывается волевой характер, черты гордого повелителя, но в
угрюмом взгляде сквозят унижение, скованность, безысходность. Участь
этого не сломленного испытаниями человека составляет драматический узел
замысла Сурикова.
Позы,
жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах.
Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие тёмные тона в
одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей
дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие
думы, а увлечённо читает книгу. Обаятельный образ Александры создаёт
ощущение уюта и спокойствия.
Младшие
дети Меншикова переживут ссылку, но судьба их на воле будет несчастной,
как и многих людей послепетровской эпохи. Картина рассказывает не
только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти
Петра I.
Работа художника над картиной
Картина — это произведение живописи. Рассматривая ее, мы всегда стараемся разобраться в том, что она отражает.
Изобразительные задачи художник решает приемами композиции, рисунка, живописи.
Композиция — от латинского слова, обозначающего составление, создание — умение создавать, размещать, составлять. Определив тему, художник при помощи композиции стремится раскрыть свой идейный замысел. Он очерчивает круг действующих лиц, разрабатывает их характеристики, взаимоотношения, подчеркивает размером, расположением или цветом главное, решает группирование действующих лиц и предметов. Для четкого определения главного выбирает удобную точку зрения, место линии горизонта на картинной плоскости, определяет формат. Художник должен найти цветовой строй картины, варианты освещения отдельных предметов.
Рисунок — основа изобразительного искусства. Правильно выполнить рисунок — значит отразить характер действующихлиц, передать пропорции и объем предметов, их пространственное расположение и т. д. Рисуют обычно карандашом, углем, сангиной.
Следующий этап — живописное исполнение, то есть работа красками. Цветом передают время года, состояние природы, материал и фактуру предметов (ткань, дерево, металл, вода, снег и т. д.), ощущение движения, полнокровность жизни.
Каждая картина — плод упорного, напряженного, длительного творческого труда, поисков и мастерства художника.
На создание картины художника может вдохновить какое-нибудь волнующее событие, встреча. Он создает в воображении определенный образ, который формируется на основании изучения документального материала или природы. Художник выражает свое отношение к изображаемому — прекрасное воспевает и утверждает, уродливое высмеивает и отбрасывает. Это и есть мысли художника, то главное, что произведения искусства несут людям.
Практическое задание:
1 вариант:
Подготовительный этап к написанию исторической картины. Ответить письменно на вопросы и нарисовать эскиз героя будущей работы в костюме соответствующем выбранному вами временному отрезку.
1.Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить работу?
2. Какие литературные произведения вы читали об этом
историческом событии (герое)? Знаете ли вы живописные, графические
работы, посвящённые эти событиям?
3.Какой костюм будет одет на главном герое картины?
4.Какие вещи, изображенные на картине будут отображать выбранную вами эпоху?
4.Какие вещи, изображенные на картине будут отображать выбранную вами эпоху?
5.Какие цвета будут помогать зрителю понять вашу основную мысль?
6.Как вы назвали бы свою картину?
7.Почему вами выбрана эта тема, что хочется в ней выразить?
2 вариант:
Написать доклад на одну из выбранных тем:
1.Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи»2.Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.(на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова)
3.Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)
Требования к докладу:
1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника;
2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы;
3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей;
4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;
5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.
6. В докладе обязательно указываются список литературы или ссылки на интернет страницы.
1. Доклад не копируется дословно из первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате осмысленного обобщения материала первоисточника;
2. При написании доклада следует использовать только тот материал, который отражает сущность темы;
3. Изложение должно быть последовательным и доступным для понимания докладчика и слушателей;
4. Доклад должен быть с иллюстрациями, таблицами, если это требуется для полноты раскрытия темы;
5. При подготовке доклада использовать не менее 3- х первоисточников.
6. В докладе обязательно указываются список литературы или ссылки на интернет страницы.
7.Объем доклада не более 5 страниц формата А4 набранных шрифтом 12 кегля.