Греки, думая, что в
красивом теле должна быть красивая душа, изобрели идеал красоты. Древние
греки первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели
красоту его тела, смелость воли и силу разума. Изучив каноны рисования
египетских мастеров, греки нашли новые пути изображения фигуры человека.
Им не нравилось на рисунках неестественно большие головы египтян, поворот
туловища и ног. Первым изобрел пропорциональное изображение фигуры человека и систему
членения человеческого тела скульптор Поликлет в 432 г. до н.э. Эта
система схожа с системой передачи пропорциональности, которой мы пользуемся и
по сей день. Греки утверждали – что в человеческом теле 8 голов. Знания
древних греков лишились мифологической окраски и приобрели характер
науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму
бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения
размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Прекрасным
считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей
(три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через
кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край
подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по
темени.
Греческие
художники стремились к реальности изображения, они старались изобразить
реальный мир как можно точнее. Натура являлась источником знаний, а
следовательно, в основу метода преподавания было положено рисование с натуры.
Линия в рисунке играла первостепенную роль.
В Древней
Греции большое
значение придавалось
формам человеческого
тела, существовал
культ тела. Об
этом свидетельствуют
сохранившиеся
произведения
искусства -
скульптура,
вазопись, керамика,
на которой
изображено
много разнообразных,
часто стилизованных
человеческих
типов. Представление
о красоте человека,
прежде всего,
ассоциировалось
с его положительными
нравственными
качествами.
Прекрасный
мужчина был
олицетворением
мужества, разумной
силы и сосредоточенности;
прекрасный
юноша - символом
ловкости, очарования
и различных
других добродетелей,
свойственных
его возрасту.
Внешний облик
человека как
бы символизировал
определенный
уровень его
внутреннего
мира. В мире,
где гармоничность
тела понималась
как выражение
гармонии духа,
безобразное
означало недостаток
разума, благородства,
силы, характера,
выступало как
отрицание
позитивных
ценностей.