02.02.2014

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох



Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, берущий свое начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.

Миф о Георгии Победоносце.


Гео́ргий Победоно́сец (Свято́й Гео́ргий, Каппадоки́йский, Лиддский, Его́рий Хра́брый. Реальность существования святого Георгия, как и многих раннехристианских святых, находится под вопросом. Согласно преданию, святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле.
Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Этот миф изобразил на своей картине  итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения Паоло Уччелло.
Легенда о битве святого Георгия с драконом - один из популярнейших сюжетов в истории мировой живописи. Многие художники прославляли подвиги святого, но работа Учелло выделяется среди них - все элементы этой сложной композиции - благородный рыцарь на вздыбленном белом, прекрасная принцесса, омерзительное чудовище, дикий пейзаж, неспокойное небо - как нельзя более гармонично соотносятся друг с другом.


Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием»



Легенда о Святом Георгии нашла свое отражение в иконописи.

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:
Чудо святого Георгия, како избави девицу от змия, пишется тако: святый мученик Георгий седит на коне белом, в руке имеяше копие и оным колол змия в гортань; а змий вышел из езера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другой стране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на ней царское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град, а другая девица ворота градския затворяет; град кругом его ограда и башня, с башни смотрит царь, образом рус, брада невелика и с ним царица, а за ними боляре, воины и народ с секирами и копиями.
Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.
В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом.

Новгородская икона XV века.

Геральдика.  Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике. Во время правления Ивана III изображение всадника-змееборца утвердилось как герб Московского княжества. В 1710-х годах первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.


Задание: выполнить изображение мифологического животного (дракона).