02.02.2014

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве



МА́ЛЫЕ ГОЛЛА́НДЦЫ, обобщенное название голландских художников17 в., мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное своеобразие национальной живописи этого времени.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. В эстетике 17-18 вв. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. В 19 в. им пользовался Т. Торе (У. Бюргер). Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи

 
Бытовой жанр
Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. Сложился в 1720-1730-х гг. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Первый развивали А. ван Остаде и его школа: И. ван Остаде, И. Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер. В середине 17 в. он пишет картины более мирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, дома, в кругу семьи, на ярмарке.
Пейзаж
Возникает в творчестве харлемских мастеров Я. ван Гойена, П.де Молейна, С. ван Рейсдала в 1720-1730-х гг. Картины этих художников передают небольшие уголки сельского ландшафта при определенной погоде и освещении. Средствами тональной живописи создается впечатление воздушной перспективы, влажной атмосферы, рассеянного серебристого света и материального единства природы.
Живописцы интерьеров
Возникший в первой половине века своеобразный жанр изображения церковных, дворцовых и домашних интерьеров, настоящего расцвета достиг в середине — второй половине столетия в творчестве мастеров делфтской школы Г. Хаукгеста , Х. К. ван дер Влита и в особенности Э. де Витте , а также утрехтца П. Санредама. Используя достижения Вермера в изображении заливающего интерьер солнечного света, художники нашли способ сообщить архитектурному пространству эмоциональность и одухотворенность.
Натюрморт
Наиболее характерный вид голландского натюрморта — «завтрак» — возник в творчестве харлемских живописцев П. Класа и В. Хеды, изображающих накрытый стол с яствами и посудой. «Живописный» беспорядок в расположение вещей и атмосфера уютного жилого интерьера, достигнутого передачей световоздушной среды, хранят следы присутствия человека. В колорите картин господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды. В Утрехте развился пышный и нарядный цветочный натюрморт.

Творческое задание: 
Выполнить копию одного из натюрмортов "малых голландцев". Подумать о том, как в жанре натюрморта художник рассказывает о жизни каждого дня.

Вилем Клас Хеда. Натюрморт с фруктами Пирог и различные объекты


Вилем Клас Хеда. Натюрморт с кувшином