МА́ЛЫЕ
ГОЛЛА́НДЦЫ, обобщенное название голландских художников17 в., мастеров бытового,
пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное своеобразие
национальной живописи этого времени.
Термин
получил распространение во французской литературе об искусстве. В эстетике
17-18 вв. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким)
темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на
«высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный»
формат картин. В 19 в. им пользовался Т. Торе (У. Бюргер). Новаторские
достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к
отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под
определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы
жанров, разработка системы тональной живописи
Бытовой
жанр
Бытовой
жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для
мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. Сложился в
1720-1730-х гг. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский
(городской) жанр. Первый развивали А. ван Остаде и его школа: И. ван Остаде, И. Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт. Ранние работы А.
Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный
характер. В середине 17 в. он пишет картины более мирного, спокойного
характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, дома, в
кругу семьи, на ярмарке.
Пейзаж
Возникает
в творчестве харлемских мастеров Я. ван Гойена, П.де Молейна, С. ван Рейсдала в
1720-1730-х гг. Картины этих художников передают небольшие уголки сельского
ландшафта при определенной погоде и освещении. Средствами тональной живописи
создается впечатление воздушной перспективы, влажной атмосферы, рассеянного
серебристого света и материального единства природы.
Живописцы
интерьеров
Возникший
в первой половине века своеобразный жанр изображения церковных, дворцовых и
домашних интерьеров, настоящего расцвета достиг в середине — второй половине
столетия в творчестве мастеров делфтской школы Г. Хаукгеста , Х. К. ван дер
Влита и в особенности Э. де Витте , а также утрехтца П. Санредама. Используя достижения
Вермера в изображении заливающего интерьер солнечного света, художники нашли
способ сообщить архитектурному пространству эмоциональность и одухотворенность.
Натюрморт
Наиболее
характерный вид голландского натюрморта — «завтрак» — возник в творчестве
харлемских живописцев П. Класа и В. Хеды, изображающих накрытый стол с яствами и посудой.
«Живописный» беспорядок в расположение вещей и атмосфера уютного жилого
интерьера, достигнутого передачей световоздушной среды, хранят следы
присутствия человека. В колорите картин господствует серо-серебристый тон,
заданный изображением серебряной или оловянной посуды. В Утрехте развился пышный и нарядный цветочный натюрморт.
Творческое задание:
Выполнить копию одного из натюрмортов "малых голландцев". Подумать о том, как в жанре натюрморта художник рассказывает о жизни каждого дня.
Вилем Клас Хеда. Натюрморт с фруктами Пирог и различные объекты
Вилем Клас Хеда. Натюрморт с кувшином