29.01.2014

Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы

Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. Слово Натюрморт переводится как "мертвая натура". Англичане называют натюрморт "тихая жизнь". Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека. Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте образуют свою среду, как бы переносятся в иное измерение. Их значение в композиции, их смысловая нагрузка возрастают. Сочетания простых предметов могут выражать самые простые и сложные чувства.
Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали задачи понимания формы. Для того чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета - его конструкцию. 
 
ЗАДАНИЕ 1: Создай натюрморт в технике аппликации. Расположи предметы на плоскости листа так, чтобы это было выразительно и интересно. Подбери красиво бумагу (теплая цветовая гамма, холодная цветовая гамма, пары дополнительных цветов). Вырежи силуэты нескольких простых домашних предметов кувшин, миска, блюдо), а так же силуэты фруктов. Составь из них натюрморт.


Цвет в натюрморте

Цвет помоггает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное цвет способен создавать настроение - печальное или радостное.
Давайте рассмотрим особенности восприятия цвета в живописной постановке.
I. Прежде всего, мы оцениваем качество отдельного цветового тона, т. е. положение его на цветовом круге (теплый или холодный, градации оттенков того или иного цвета спектра).
Допустим, цвет мы определили и подобрали на палитре. Достаточно ли этого для светотеневого решения постановки? Разберем особенности восприятия какого-либо цветового оттенка:
II. Насыщенность: отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Другими словами, цвет может быть более или менее ярким, интенсивным.
III. Светлота: степень относительной светлоты единичного тона в соотношении с другими тонами в градации между черным и белым.
Причем мы видим на цветовом круге, что цвета спектра различны по светлоте. Например, оттенки желтого, даже достаточно насыщенного цвета гораздо светлее, чем оттенки насыщенного синего. Этим и объясняются трудности в передаче объема предметов золотисто-желтого или охристого цвета.
IV. Наконец, цветовое пятно всегда связано с окружением: восприятие отдельного цветового тона зависит от взаимосвязи с другими, преимущественно соседними тонами. Во взаимовлияниях тонов большую роль играет цветовой и тональный (светотеневой) контраст.
Примеры цветового контраста: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами. 

ЗАДАНИЕ 2: Напиши натюрморт, выражающий то или иное настроение (праздничный, грустный, таинственный, торжественный). Подбери нужный колорит. Работу выполни акварельными красками или гуашью.